Идея создания оперы принадлежит реформатору театра XX века, основателю легендарного Театра драмы и комедии на Таганке
Юрию Петровичу Любимову. Он же написал оригинальное либретто по мотивам сочинений Мольера, Михаила Булгакова и Козьмы Пруткова. Любимов стал подлинным локомотивом проекта: он собрал выдающуюся команду, в которую вошли сценограф
Борис Мессерер, художник по костюмам
Рустам Хамдамов и, конечно, одна из знаковых фигур современного искусства, единственный автор академической музыки, удостоенный ежегодного персонального фестиваля, композитор
Владимир Мартынов. Под руководством Юрия Любимова и музыкального руководителя постановки
Дмитрия Юровского зимой 2014 года прошли кастинги исполнителей.
Обстоятельства сложились так, что впоследствии Юрий Любимов доверил постановку оперы Игорю Ушакову. Спектакли этого режиссера в последние годы вызвали широкий резонанс публики и критики. Особенно запомнилась постановка комической оперы «Граф Ори» Дж. Россини, ставшая номинантом Российской национальной театральной премии «Золотая маска». В 2013 году Игорь Ушаков ассистировал Юрию Любимову на постановке оперы «Князь Игорь» Александра Бородина в Большом театре.
Сюжет оперы «Школа жён», в некоторой степени, условен. Мольер и актеры его театра готовятся к встрече Короля, перед которым они должны сыграть некую пьесу Мольера. При этом у Мольера с актерами полное непонимание, доходящее до скандала. Те не выучили свои роли, но Мольер изо всех сил заставляет их репетировать. Так или иначе, они разыгрывают сцены, которые планируют показать Королю. Но тот так и не появляется… Для Владимира Мартынова эта фабула стала поводом к стилевой игре, экскурсу в стили разных эпох и стран — от Монтеверди, Моцарта, Россини, Вагнера до Дебюсси, Стравинского, Эндрю Ллойда Уэббера; от Барокко до рок-оперы и мюзикла.
Основная идея оперы — вечная история взаимоотношений искусства и власти, Художника и Короля. Спектакль Новой Оперы исследует всю многогранность этих отношений (от любви до ненависти, от почитания до иронии) и предлагает зрителям, вслед за героями спектакля, найти выход из лабиринта страхов, тревог и сомнений.
Специально для проекта приглашен контратенор — победитель телепроекта «Большая опера» Владимир Магомадов.
Владимир Мартынов:
«Если говорить о жанре, то это будет “опера-буффа”, но с несколько трагическим исходом. Хотя музыку я старался сделать «мольеровскую» — легкую, веселую, полетную».
Борис Мессерер:
«Мы хотели отразить в декорациях и театр Мольера, и одновременно изящную эпоху Людовика XIV. Двери на авансцене, люстры в пустом пространстве — все это стилизация, которая создает театральную и дворцовую атмосферу. Центральным элементом декораций станет ажурная металлическая конструкция из лестниц и дверей, легкая и пронизанная светом, а задник украсит огромный портрет Людовика XIV, помещенный в центр солнечного круга с расходящимися во все стороны лучам».