В.И. Мартынов
«Школа жён»

Опера-буффа
Музыкальный руководитель Дмитрий Юровский
Дирижеры: Юрий Медяник, Александр Жиленков
Автор идеи и либретто Юрий Любимов
Режиссер Игорь Ушаков
Сценография Борис Мессерер
Костюмы Рустам Хамдамов
Хореография Анна Абалихина
Хормейстер-постановщик Юлия Сенюкова
Хормейстер Мария Чекръкчиева
Художник по свету Сергей Скорнецкий
Продолжительность спектакля 1 час 40 минут (без антракта)
Премьера состоялась 19 мая 2014 г.
Рекомендовано детям старше 12 лет
Идея созда­ния опе­ры при­над­ле­жит рефор­ма­то­ру теат­ра XX века, осно­ва­те­лю леген­дар­но­го Театра дра­мы и коме­дии на Таган­ке Юрию Петро­ви­чу Любимо­ву. Он же напи­сал ори­ги­наль­ное либ­рет­то по моти­вам сочи­не­ний Молье­ра, Михаи­ла Булга­ко­ва и Козьмы Прутко­ва. Любимов стал под­лин­ным локо­мо­ти­вом про­ек­та: он собрал выда­ю­щу­ю­ся коман­ду, в кото­рую вошли сце­но­граф Борис Мессе­рер, худож­ник по костю­мам Рустам Хамда­мов и, конеч­но, одна из зна­ко­вых фигур совре­мен­но­го искус­ства, един­ствен­ный автор ака­де­ми­че­ской музы­ки, удо­сто­ен­ный еже­год­но­го пер­со­наль­но­го фести­ва­ля, ком­по­зи­тор Влади­мир Марты­нов. Под руко­вод­ством Юрия Любимо­ва и музы­каль­но­го руко­во­ди­те­ля поста­нов­ки Дмитрия Юровско­го зимой 2014 года про­шли кастин­ги исполнителей.

Обсто­я­тель­ства сло­жи­лись так, что впо­след­ствии Юрий Любимов дове­рил поста­нов­ку опе­ры Игорю Ушако­ву. Спектак­ли это­го режис­се­ра в послед­ние годы вызва­ли широ­кий резо­нанс пуб­ли­ки и кри­ти­ки. Особен­но запом­ни­лась поста­нов­ка коми­че­ской опе­ры «Граф Ори» Дж. Росси­ни, став­шая номи­нан­том Россий­ской нацио­наль­ной теат­раль­ной пре­мии «Золотая мас­ка». В 2013 году Игорь Ушаков асси­сти­ро­вал Юрию Любимо­ву на поста­нов­ке опе­ры «Князь Игорь» Александра Бороди­на в Большом театре.

Сюжет опе­ры «Школа жён», в неко­то­рой сте­пе­ни, усло­вен. Мольер и акте­ры его теат­ра гото­вят­ся к встре­че Короля, перед кото­рым они долж­ны сыг­рать некую пье­су Молье­ра. При этом у Молье­ра с акте­ра­ми пол­ное непо­ни­ма­ние, дохо­дя­щее до скан­да­ла. Те не выучи­ли свои роли, но Мольер изо всех сил застав­ля­ет их репе­ти­ро­вать. Так или ина­че, они разыг­ры­ва­ют сце­ны, кото­рые пла­ни­ру­ют пока­зать Королю. Но тот так и не появ­ля­ет­ся… Для Влади­ми­ра Марты­но­ва эта фабу­ла ста­ла пово­дом к стиле­вой игре, экс­кур­су в сти­ли раз­ных эпох и стран  от Монтевер­ди, Моцар­та, Росси­ни, Вагне­ра до Дебюс­си, Стравин­ско­го, Эндрю Ллойда Уэббе­ра; от Барок­ко до рок-опе­ры и мюзикла.

Основ­ная идея опе­ры  веч­ная исто­рия вза­и­мо­от­но­ше­ний искус­ства и вла­сти, Худож­ни­ка и Короля. Спектакль Новой Оперы иссле­ду­ет всю мно­го­гран­ность этих отно­ше­ний (от люб­ви до нена­ви­сти, от почи­та­ния до иро­нии) и пред­ла­га­ет зри­те­лям, вслед за геро­я­ми спек­так­ля, най­ти выход из лаби­рин­та стра­хов, тре­вог и сомнений.

 

Специ­аль­но для про­ек­та при­гла­шен контра­те­нор  побе­ди­тель теле­про­ек­та «Большая опе­ра» Влади­мир Магомадов.

 


Влади­мир Мартынов:

«Если гово­рить о жан­ре, то это будет “опе­ра-буф­фа”, но с несколь­ко тра­ги­че­ским исхо­дом. Хотя музы­ку я ста­рал­ся сде­лать «молье­ров­скую»  лег­кую, весе­лую, полет­ную».
 


Борис Мессерер:

«Мы хоте­ли отра­зить в деко­ра­ци­ях и театр Молье­ра, и одновре­мен­но изящ­ную эпо­ху Людови­ка XIV. Двери на аван­сцене, люст­ры в пустом про­стран­стве  все это сти­ли­за­ция, кото­рая созда­ет теат­раль­ную и двор­цо­вую атмо­сфе­ру. Централь­ным эле­мен­том деко­ра­ций станет ажур­ная метал­ли­че­ская кон­струк­ция из лест­ниц и две­рей, лег­кая и про­ни­зан­ная све­том, а зад­ник укра­сит огром­ный порт­рет Людови­ка XIV, поме­щен­ный в центр сол­неч­но­го кру­га с рас­хо­дя­щи­ми­ся во все сто­ро­ны лучам».
127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова