Спектакль
DIDO — диптих, в который вошли
опера Майкла Наймана «DIDO. Пролог», а также один из шедевров барокко
— опера Генри Пёрселла «Дидона и Эней».
Композитор, музыковед, артист, дирижер, фотограф, режиссер-документалист, основатель собственной группы Campiello Band (ныне — Michael Nyman Band), командор Ордена Британской Империи (2008), лауреат и номинант премий Британской, Американской, Австралийской киноакадемий, премий Международного Каталонского кинофестиваля, «Золотой глобус» и других, Майкл Найман (р. 1944) — знаковая фигура современного искусства. Один из классиков минимализма, Найман завоевал мировую известность на рубеже 1970-х — 1980-х годов благодаря сотрудничеству с кинорежиссером Питером Гринуэем. Среди самых известных гринуэевских саундтреков — «Контракт рисовальщика» (1982), «Отсчет утопленников» (1988), «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989), «Книги Просперо» (1991). Всего Найману принадлежит около 50 кинопартитур; среди них фильмы Майкла Уинтерботтома, Нила Джордана, Джейн Кэмпион.
В творчестве Наймана академическая и прикладная музыка, переплетаясь, создают единое стилистическое поле. Найман известен как автор симфонических, камерных, концертных сочинений, балетов, опер.
Майкл Найман — автор знаменитой книги «Экспериментальная музыка: Джон Кейдж и после него» (1974), первооткрыватель самого термина «минимализм», обозначающего важнейшее направление в музыке второй половины XX века.
Идея создания оперы «DIDO. Пролог» принадлежит российскому режиссеру, основателю и художественному руководителю Маленького Мирового Театра Наталии Анастасьевой-Лайнер.
«В мае 2003 года Маленький Мировой Театр осуществил постановку оперы Майкла Наймана «Человек, который принял свою жену за шляпу». Посетив премьерные спектакли, композитор назвал московскую интерпретацию оперы одной из самых удачных и пожелал продолжить сотрудничество. Одной из предложенных идей стала «опера по мотивам оперы» Пёрселла «Дидона и Эней». Так возникла опера «DIDO. Пролог». Известный российский поэт Вера Павлова сочинила либретто на русском языке, а переводчик Стивен Сеймур сделал эквиритмический английский перевод. В постановочном решении оперы «DIDO. Пролог» использованы уникальные факты премьеры оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней», которая состоялась в Пансионе благородных девиц в Челси в апреле 1689 года. Сочинение было представлено силами воспитанниц. Для исполнения партии Энея был приглашен хорошо известный в Англии и за ее пределами певец Генри Боуман. По мнению некоторых исследователей, «британский Орфей» Генри Пёрселл участвовал в постановке, исполнив партию чембало.
Мы предлагаем современному зрителю свою версию событий, произошедших более трехсот лет назад. Музыкально-драматическое действо — это новая история: миф, пересказанный Вергилием, проецируется на маленький пансион в Челси, который становится новым Карфагеном. Создатели оперы выступают в ролях богов, а оперные роли почти мистически, независимо от участников, распределяются между ними»
Наталия Анастасьева-Лайнер
Премьера концертной версии оперы «DIDO. Пролог» прошла в 2012 году в Перми.
В рамках проекта DIDO в Новой Опере сочинение Наймана впервые ставится на театральной сцене.
К опере Пёрселла «Дидона и Эней» Новая Опера обращалась дважды. В 1999 году она звучала в концертном исполнении в Зеркальном фойе, а в 2013 была исполнена солистами Новой Оперы, хором студентов Пермского музыкального колледжа и оркестром Пермской государственной академии искусства и культуры. Постановка была решена как одноактная опера-балет. Режиссером концертной версии стала Наталия Анастасьева-Лайнер, а музыкальным руководителем в обоих случаях — Дмитрий Волосников. Вполне естественно, что именно он стал дирижером-постановщиком проекта DIDO.
Художник-постановщик спектакля — выдающийся российский мастер, неоднократный обладатель Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Юрий Хариков.