«DIDO»

М. Найман. Пролог к опере «Дидона и Эней»; Г. Пёрселл. «Дидона и Эней»
Снят с репертуара в 2018
Музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Волосников
Идея спектакля и режиссер Наталия Анастасьева-Лайнер
Художник Юрий Хариков
Хормейстер Юлия Сенюкова
Хореограф Мариам Нагайчук  Эль Абдалла
Художник компьютерной анимации Ася Мухина
Художник по свету Сергей Скорнецкий
Исполняется на английском языке с русскими субтитрами
Продолжительность спектакля 1 час 30 минут (без антракта)
Премьера состоялась 19 июня 2014 г.
Рекомендовано детям старше 16 лет
Спектакль удостоен специальной премии жюри Российской национальной театральной премии «Золотая маска» сезона 2013/2014 за музыкальное решение постановки
Спектакль DIDO  диптих, в кото­рый вошли опе­ра Майкла Найма­на «DIDO. Пролог», а так­же один из шедев­ров барок­ко  опе­ра Генри Пёрсел­ла «Дидона и Эней».

Компо­зи­тор, музы­ко­вед, артист, дири­жер, фото­граф, режис­сер-доку­мен­та­лист, осно­ва­тель соб­ствен­ной груп­пы Campiello Band (ныне  Michael Nyman Band), коман­дор Ордена Британ­ской Империи (2008), лау­ре­ат и номи­нант пре­мий Британ­ской, Амери­кан­ской, Австра­лий­ской кино­ака­де­мий, пре­мий Между­на­род­но­го Каталон­ско­го кино­фе­сти­ва­ля, «Золотой гло­бус» и дру­гих, Майкл Найман (р. 1944)  зна­ко­вая фигу­ра совре­мен­но­го искус­ства. Один из клас­си­ков мини­ма­лиз­ма, Найман заво­е­вал миро­вую извест­ность на рубе­же 1970-х  1980-х годов бла­го­да­ря сотруд­ни­че­ству с кино­ре­жис­се­ром Питером Грину­эем. Среди самых извест­ных гри­ну­эев­ских саунд­тре­ков  «Контракт рисо­валь­щи­ка» (1982), «Отсчет утоп­лен­ни­ков» (1988), «Повар, вор, его жена и ее любов­ник» (1989), «Книги Проспе­ро» (1991). Всего Найма­ну при­над­ле­жит око­ло 50 кино­пар­ти­тур; сре­ди них филь­мы Майкла Уинтер­бот­то­ма, Нила Джорда­на, Джейн Кэмпион.

В твор­че­стве Найма­на ака­де­ми­че­ская и при­клад­ная музы­ка, пере­пле­та­ясь, созда­ют еди­ное сти­ли­сти­че­ское поле. Найман изве­стен как автор сим­фо­ни­че­ских, камер­ных, кон­церт­ных сочи­не­ний, бале­тов, опер.

Майкл Найман  автор зна­ме­ни­той кни­ги «Экспе­ри­мен­таль­ная музы­ка: Джон Кейдж и после него» (1974), пер­во­от­кры­ва­тель само­го тер­ми­на «мини­ма­лизм», обо­зна­ча­ю­ще­го важ­ней­шее направ­ле­ние в музы­ке вто­рой поло­ви­ны XX века.

Идея созда­ния опе­ры «DIDO. Пролог» при­над­ле­жит рос­сий­ско­му режис­се­ру, осно­ва­те­лю и худо­же­ствен­но­му руко­во­ди­те­лю Малень­ко­го Мирово­го Театра Наталии Анаста­сье­вой-Лайнер.

 
«В мае 2003 года Малень­кий Мировой Театр осу­ще­ствил поста­нов­ку опе­ры Майкла Найма­на «Человек, кото­рый при­нял свою жену за шля­пу». Посетив пре­мьер­ные спек­так­ли, ком­по­зи­тор назвал мос­ков­скую интер­пре­та­цию опе­ры одной из самых удач­ных и поже­лал про­дол­жить сотруд­ни­че­ство. Одной из пред­ло­жен­ных идей ста­ла «опе­ра по моти­вам опе­ры» Пёрсел­ла «Дидона и Эней». Так воз­ник­ла опе­ра «DIDO. Пролог». Извест­ный рос­сий­ский поэт Вера Павло­ва сочи­ни­ла либ­рет­то на рус­ском язы­ке, а пере­вод­чик Стивен Сеймур сде­лал экви­рит­ми­че­ский англий­ский перевод.

В поста­но­воч­ном реше­нии опе­ры «DIDO. Пролог» исполь­зо­ва­ны уни­каль­ные фак­ты пре­мье­ры опе­ры Генри Пёрсел­ла «Дидона и Эней», кото­рая состо­я­лась в Панси­оне бла­го­род­ных девиц в Челси в апре­ле 1689 года. Сочине­ние было пред­став­ле­но сила­ми вос­пи­тан­ниц. Для испол­не­ния пар­тии Энея был при­гла­шен хоро­шо извест­ный в Англии и за ее пре­де­ла­ми певец Генри Боуман. По мне­нию неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей, «бри­тан­ский Орфей» Генри Пёрселл участ­во­вал в поста­нов­ке, испол­нив пар­тию чембало.

Мы пред­ла­га­ем совре­мен­но­му зри­те­лю свою вер­сию собы­тий, про­изо­шед­ших более трех­сот лет назад. Музыкаль­но-дра­ма­ти­че­ское дей­ство  это новая исто­рия: миф, пере­ска­зан­ный Верги­ли­ем, про­еци­ру­ет­ся на малень­кий пан­си­он в Челси, кото­рый ста­но­вит­ся новым Карфа­ге­ном. Созда­те­ли опе­ры высту­па­ют в ролях богов, а опер­ные роли почти мисти­че­ски, неза­ви­си­мо от участ­ни­ков, рас­пре­де­ля­ют­ся меж­ду ними»

Наталия Анастасьева-Лайнер

Премье­ра кон­церт­ной вер­сии опе­ры «DIDO. Пролог» про­шла в 2012 году в Перми. В рам­ках про­ек­та DIDO в Новой Опере сочи­не­ние Найма­на впер­вые ста­вит­ся на теат­раль­ной сцене.

 

К опе­ре Пёрсел­ла «Дидона и Эней» Новая Опера обра­ща­лась два­жды. В 1999 году она зву­ча­ла в кон­церт­ном испол­не­нии в Зеркаль­ном фойе, а в 2013 была испол­не­на соли­ста­ми Новой Оперы, хором сту­ден­тов Пермско­го музы­каль­но­го кол­ле­джа и оркест­ром Пермской государ­ствен­ной ака­де­мии искус­ства и куль­ту­ры. Поста­нов­ка была реше­на как одно­акт­ная опе­ра-балет. Режис­се­ром кон­церт­ной вер­сии ста­ла Наталия Анаста­сье­ва-Лайнер, а музы­каль­ным руко­во­ди­те­лем в обо­их слу­ча­ях  Дмитрий Волос­ни­ков. Вполне есте­ствен­но, что имен­но он стал дири­же­ром-поста­нов­щи­ком про­ек­та DIDO.

Худож­ник-поста­нов­щик спек­так­ля  выда­ю­щий­ся рос­сий­ский мастер, неод­но­крат­ный обла­да­тель Россий­ской нацио­наль­ной теат­раль­ной пре­мии «Золотая мас­ка» Юрий Хариков.

127006, Россия, Москва, ул. Каретный Ряд,
д. 3, стр. 2, Сад «Эрмитаж»    
Результаты независимой оценки Проезд Работа в театре Обратная связь Подписаться на рассылку Поиск по сайту Партнеры Концерты и гастроли Проведение мероприятий Госзаказ
© 2011–2024 Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова