Третья программа Фестиваля хоровой музыки «Иное. 4» посвящена духовной музыке: прозвучат
«Страсти по Матфею» одного из великих мастеров немецкого барокко
Генриха Шютца (1585–1672). Этот вечер продолжает линию пассионов, начатую на предыдущих фестивалях исполнением «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха и «Страстей по Луке» Кшиштофа Пендерецкого.
Современники называли Генриха Шютца «отцом новой немецкой музыки». Это абсолютно справедливо, ведь с него начинается музыкальный путь Германии, ведущий к И.С. Баху. Шютц охватил в своем творчестве все самые значительные направления XVII века, переосмыслил канонические жанры. Композитор оставил большое творческое наследие — около 500 композиций, среди которых преобладают духовные сочинения: оратории, псалмы, священные гимны и другие. К библейским текстам он обращался всю жизнь.
«Страсти по Матфею» написаны в 1666 году 80-летним композитором. К этому моменту Шютц уже был свидетелем страшной Тридцатилетней войны (1618–1648), оказавшей на него сильнейшее влияние. И если в его ранних сочинениях преобладает итальянская театральность (Шютц много путешествовал, брал уроки у Клаудио Монтеверди), то здесь музыкальный язык совершенно иной. В «Страстях по Матфею» монодия чередуется с четырехголосными хорами. Звучание сурово, аскетично, лишено внешней красочности, но в этой формальной простоте — глубина и драматическая сила.
Парадокс в том, что Генрих Шютц сыграл важнейшую роль в формировании немецкой музыкальной культуры, но его произведения не исполнялись несколько веков. Только в XX веке они привлекли внимание исследователей и музыкантов.