К.
Шимановский.
Stabat MaterФ.
Пуленк.
GloriaА.Н.
Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»)
Заголовок концерта «Синестетика» адресует нас к миру великого режиссера театра и кино Сергея Эйзенштейна (он разрабатывал теорию синестетики — особого рода восприятия, одновременно интеллектуального, чувственного и сверхчувственного) и к понятию синестезии (нейрологический феномен, при котором раздражение одного органа чувств сопровождается ощущениями, характерными для другого органа чувств).
Частный случай синестезии — так называемый «цветной» слух, способность ощущать, «видеть» цвет в звуке. Этим свойством, в частности, обладал великий русский композитор Александр Скрябин (1872–1915). Его «Прометей» («Поэма огня»; 1911) написан для фортепиано, оркестра с органом, хора и партии света (Luce). Скрябин не оставил точной световой партитуры; премьера «Поэмы…» прошла вообще без световых эффектов — композитор объяснил, что аппарат для их воспроизведения оказался слишком сложным и его не успели сделать. Только в наши дни, с развитием светотехнических эффектов, сочинение может быть воплощено по-настоящему.
Франсис Пуленк (1899–1963) называл мессу Gloria для сопрано, хора и оркестра большим симфоническим хоралом. Написанная на рубеже 1950–60-х годов зрелым мастером, эта партитура действительно слушается как единое целое (в мессе шесть частей), а музыкальный язык в духе французской «Шестерки» и отголоски старинных полифонических стилей, стройность хоровых партий и превосходные моменты a cappella позволяют считать мессу Gloria одним из лучших сочинений Пуленка.
Существует около двухсот сочинений на текст средневековой поэмы Stabat Mater dolorosa, их авторы — Вивальди, Гайдн, Шуберт, Россини, Дворжак, Верди и другие. Stabat Mater Кароля Шимановского (1882–1937) для солистов, хора и оркестра написана в 1925–1926 и включает шесть частей. Произведение заказал предприниматель, философ и меценат Бронислав Кристалл в память о почившей жене. У композитора была и личная причина написать это произведение — он проводил много времени с сестрой, утешая ее после смерти дочери, и образ скорбящей матери был ему хорошо знаком. Stabat Mater Шимановского поражает почти баховским выражением эмоции: в музыке нет романтической экспрессивности, но есть уравновешенность и скорбь.
В концерте «Синестетика» сочинения Скрябина, Пуленка и Шимановского звучат в сопровождении световой партитуры.